Створки радиаторов

Створки радиаторов изготавливаются из жести. Для получения
четких углов на сгибе их краев изготовленную створку следует опилить до толщины
краев 0,1…0,15 мм.

Створки вставляются в тело корпуса радиатора с помощью
специально оставленных «усиков» (рис. 63, г). Окраску створок лучше производить отдельно — это исключает
заливку краски в месте контакта «створка — корпус радиатора».

На некоторых самолетах, например Пе-2 (СССР), выход
охлаждающего воздуха из радиатора, установленного на крыле, осуществляется на
верхнюю поверхность через специальные жалюзи с направлением потока касательно
верхней поверхности крыла.

Такие жалюзи можно сделать штамповкой в свинец из тонкого
листа (0,1…0,15 мм)
меди либо составными, спаяв их из полосок листа такой же толщины, подкрученных
в соответствии с формой створок прототипа. Вклеиваются они в крыло после
окончательной отделки его поверхности (рис. 63, б).

На самолетах «Эркобра» Р-39 (США), Пе-2 (СССР) и ряде
других воздухозаборники к карбюраторам двигателей выполнялись в виде надстроек,
очень похожих на небольшие радиаторы — с некоторым относом их заборного
отверстия от поверхности фюзеляжа или гондолы,— с целью исключения попадания в
них воздуха, заторможенного в пограничном слое.

Такие воздухозаборники лучше делать из кусочка твердой
древесины: граба, клена, бука, причем сначала необходимо сделать само заборное
отверстие.

 

Если оно круглое, его сверлят в заготовке сверлом
подходящего диаметра, а потом придают воздухозаборнику соответствующую форму
(рис. 64, а).

В случае более сложной геометрии заборного отверстия,
например, близкого к прямоугольной, как на Р-39 «Эркобра», или овальной, как на
Пе-2, их выжигают с помощью специально изготовленной металлической оправки
(рис. 64, б).

Мелкие
воздухозаборники, вплотную прилегающие к поверхности самолета, можно делать,
вырезая из целлулоида или, если их несколько, штамповкой (рис. 64, в).

Читайте также  Модель окрашивается согласно цветовой схеме раскраски оригинала

Самолеты,
эксплуатировавшиеся в условиях базирования на пыльных или песчаных грунтовых
аэродромах, в тропиках, были снабжены воздухозаборниками с сетчатыми фильтрами,
через которые в карбюратор засасывался воздух в режиме взлет — посадка. При
этом заборное отверстие закрывалось специальными створками.

После
взлета эти створки открывались, обеспечивая наддув в карбюратор от скоростного
напора (рис. 65). Сам корпус
такого воздухозаборника делается из дерева, а участок фильтра имитируется с
помощью сетки, подобной применявшейся при изготовлении радиаторов (см. выше).