Радиаторы, воздухозаборники

Радиаторы, воздухозаборники.

Все самолеты с поршневыми двигателями оснащены воздушными
радиаторами для охлаждения масла, а самолеты с двигателями водяного охлаждения
— еще и водорадиаторами.

Радиатор охлаждения такого рода представляет собой
устройство, сквозь которое прокачивается жидкость, температуру которой
необходимо понизить. С этой целью сквозь объем охлаждаемой жидкости
пропускается целая система (батарея) тонкостенных трубочек, по которым проходит
поток воздуха для охлаждения. Как правило, охлаждение осуществляется за счет
набегающего (в полете) воздуха, и трубки эти располагаются в радиаторе по
полету.

Конструктивно установка таких радиаторов на самолете
выполнялась по-разному: стационарно, откровенно поставленные по потоку, как на
ранних самолетах А. Н. Туполева, или радиаторы делались выдвижными, в
зависимости от скорости полета, как, например, на самолете Р-5 Н. Н.
Поликарпова или французском истребителе фирмы «Моран-Сольнье» MS-406, или, что чаще всего
встречалось, туннельными, когда сам радиатор большей своей частью располагался
внутри конструкции самолета (например, в фюзеляже или крыле), а воздух для
охлаждения подавался к радиатору и отводился от него по специально
спроектированному туннелю. В радиаторах такого типа в поток выступала лишь
незначительная его часть — воздухозаборник. Это приводило к заметному
сокращению вредного аэродинамического сопротивления самолету в целом.

Для регулировки температуры охлаждаемой жидкости радиаторы,
особенно туннельные, снабжались на выходе створками, замедляющими (в закрытом
виде) или ускоряющими (в открытом виде) процесс охлаждения. Управление этими
створками (заслонками), как правило, осуществлялось автоматически.

Размещались радиаторы на самолете по-разному. Например, в
самолетах с двигателями водяного охлаждения (Як-1, Як-9, Як-7) радиаторы
разносились: маслорадиатор впереди, под мотором, а водорадиатор — сзади, под
центропланом. На самолете Як-3 маслорадиатор был размещен в центроплане, а
охлаждающий воздух к нему подводился через воздухозаборники в передней кромке
крыла, в месте его стыка с фюзеляжем.

Читайте также  Лыжное, поплавковое шасси

На целом ряде самолетов, особенно многомоторных
бомбардировщиках, радиаторы устанавливались в крыле, вблизи мотогондол, а
воздухозаборники — в передней кромке крыла. Такая установка почти не давала
вредного аэродинамического сопротивления. Таким образом были размещены
радиаторы на отечественных самолетах Пе-2.

На самолетах Кертисс Р-40 «Томагавк», «Киттихаук» (США),
«Тайфун» и «Темпест» (Великобритания) и других водо- и масло- радиаторы заключались в один блок и размещались в
передней части мотогондолы, снизу, сразу за обтекателем воздушного винта.

Интересна осббенность блочного радиатора самолетов «Тайфун»
и «Темпест»: масляный радиатор установлен посредине водяного, а канал между
ними служит для подвода воздуха к карбюратору и компрессору (рис. 62).

Общим для большинства типов радиаторов является наличие
собственно радиатора с воздухозаборником, его внешней, выступающей за обводы
самолета части, туннеля и створки или системы створок управления тепловым
режимом.

На модели эти элементы имитируются в упрощенном виде. Сам
радиатор, его соты удобно делать из мелкоячеистой (лучше медной или латунной)
сетки, предварительно наклеенной на заготовку из листа целлулоида толщиной 1…1,5 мм. Клеить надо на густом
эмалите, чтобы исключить проступание клея сквозь ячейку сетки.

После высыхания сетку чернят, например, мягким грифельным
карандашом, а затем слегка протирают мелкой шкуркой, что создает очень хорошую
имитацию сот. Из полученной заготовки потом ножницами вырезаете необходимый
кусок радиатора.

Если радиатор выполнен в виде надстройки на основной
конструкции самолета-истребителя («Як», «Ла» (СССР), «Харри- кейн», «Спитфайр»
(Великобритания), Девуатин D-520 (Франция) и др.), корпус изготавливается отдельно из
древесины твердых пород (граб, бук, береза) с выборкой мест под установку
сетки.

Учитывая, что входные кромки получаются очень тонкими,
работу необходимо производить острым инструментом, а окончательную доводку —
шкуркой.

Читайте также  Лопасти воздушных винтов

Изготовив корпус, подгоняете по выбранному торцу лобовую
часть радиатора, изготовленную как было описано выше.

Если модель будет экспонироваться с открытыми створками
(створкой), например, на стоянке, то таким же образом изготавливаете и тыльную
часть. На некоторых самолетах (Як-1, Як-7 (СССР) и др.) радиаторы выполнялись
из отдельных «блоков» — при виде спереди четко видны перегородки между ними. На
модели блоки имитируются наклейкой на «сотовый» вкладыш тонких проволочек.
Наклейку следует вести жидким эмалитом до установки вкладыша в радиатор.

Если радиатор вписан в обводы фюзеляжа, то первоначально он
делается целиком с тем агрегатом, где он размещен (фюзеляжем, крылом), а затем
вырезается и обрабатывается так же,

как
и радиатор, выполненный в виде надстройки. После выполнения всех работ он
вклеивается на место.