Кресла экипажа

Кресла
экипажа (сиденья). На подавляющем большинстве реальных боевых
самолетов сиденье члена экипажа представляет собой сложный самостоятельный
агрегат, особенно если это сиденье катапультируемое.

Как правило, пилот (член экипажа) сидит на парашюте (или
НАЗе — носимый аварийный запас), размещенном в чашке сиденья.

Поэтому чаще всего сиденье представляет собой штампованную
из листа конструкцию с чашкой (под парашют или НАЗ), спинкой, подлокотниками и
заголовником, установленную на механизме регулировки (по высоте й вдоль
осевой).*

Для модели кресло лучше делать штамповкой из листового
плексигласа (подробнее см. «Изготовление фонарей кабин»). Готовится пуансон,
соответствующий геометрии внутренней конструкции кресла. После вытяжки
заготовки сиденья нужно обрезать ее по разметке на пуансоне и надфилем
аккуратно опилить края, придавая им (по толщине) масштабное сходство с
оригиналом (рис. 11).

Пилотские кресла некоторых самолетов периода второй мировой
войны вообще штамповались или сваривались из броневой стали, причем часто
совместно с бронезаголовниками сложной формы. В таком случае вытяжку необходимо
делать поглубже, обработать выступающий «язык» заголовника и после опиловки
придать ему надлежащую форму с помощью подогретых плоскогубцев или пинцета.

Если это не удается, сиденье можно изготовить по частям,
склеив их дихлорэтаном в процессе окончательной сборки.

Мелкие детали сиденья — различные рукоятки регулировки,
рельсы, по которым оно, например, катапультируется, и т. п., делаются из
проволоки или тонких полос целлулоида. «Задувку» сиденья лучше производить,
приклеив его на державку (рис. 12).

Сиденья экипажа в некоторых самолетах имели мягкую обивку
спинок и подголовников. В реальном самолете она изготавливается из кожи или ее
заменителя. На модели эти элементы лучше делать из целлулоида, надфилем или
чертилкой придав им «простеганный» вид, а затем, наклеив на державку, задуть
краской соответствующего цвета. Приклеиваются они уже на покрашенное сиденье
(рис. 13).

Читайте также  Фонари кабин экипажа

Все кресла экипажа обычно снабжены привязными ремнями. Их
удобно изготавливать следующим образом. Сначала нужно подобрать нитки,
соответствующие цвету привязных ремней (хаки, серые, белые). На металлической
линейке наматываете несколько участков, как показано на рис. 14. Затем покрываете их эмалитом; после
высыхания и срезки получаете кусочки «ремней», очень похожие на настоящие.

«Пряжки» делаются из фольги. Для этих целей подходит фольга
из сигаретных уйаковок.