Изготовление колес

Изготовление колес.

Колесо — агрегат, состоящий из собственно колеса и
резинового протектора — шины. На ранних самолетах, например периода первой
мировой войны и позже, колеса были традиционной для того времени конструкции,
состоящей из обода и втулки, соединенных между собой спицами. На обод надевался
резиновый протектор — амортизатор. Затем появились диски, с целью уменьшения
аэродинамического сопротивления закрывающие спицы.

Тормозные колеса, уменьшающие пробег самолета после посадки
и повышающие его маневренность на земле, имеют сложную конструкцию, состоящую
из монолитного (литого или штампованного) барабана со встроенным в него
тормозом с большей частью

характерными
литыми «спицами» и резинового протектора с рисунком, иногда очень сложной
конфигурации.

На настольной модели колеса, оснащенные протектором —
шиной, смотрятся очень эффектно. Однако изготовление резиновой шины для колеса
модели традиционным способом — в пресс-форме и автоклаве — очень трудоемко, не
всегда возможно и вряд ли оправдано, учитывая малый тираж изделий (за
исключением многоколесного шасси моделей тяжелых транспортных самолетов, где
число колес может достигать 10—20 штук).

Иногда резиновым протектором может служить подходящий
резиновый обод с колес игрушечных автомобилей. Неплохо получаются протекторы,
выточенные из твердой резины соответствующего цвета.

Предварительно просечкой в листе твердой резины просекается
кольцо. Затем насаживаете его на специальную оправку, имитирующую углубления
под протектор в барабане колеса, и обрабатываете шкуркой на токарном станке.

К сожалению, поверхность «протектора» после такой обработки
получается матовой, шероховатой и не совсем точно имитирует внешний вид прототипа.

Довольно удачно получаются колеса, выточенные из эбонита, с
необходимыми углублениями на месте барабана. Эбонит — материал хорошо
полирующийся, и полученный таким образом протектор по фактуре имеет большое
сходство с оригиналом.

Читайте также  Авиамоделирование – не всегда дешевое хобби

Если есть возможность воспользоваться цветным анодированием
деталей из алюминиевых сплавов (в черный цвет), очень хорошо получаются и
смотрятся колеса, выточенные из Д16Т или Ак-6. Во избежание появления на них
светлых точек в местах закрепления колес в пружинных контактах во время
анодирования, куда не попадает электролит, колеса укрепляют на специальных
державках из алюминиевой проволоки подходящего диаметра. Колеса на такие
державки необходимо насаживать плотно — для обеспечения надежного контакта при
анодировании (рис. 67).

После анодирования державка обламывается, а ее остатки (во втулке колеса) выбиваются.

На ряде
самолетов: Глостер «Гладиатор» (Великобритания), Кертисс Р-40, «Томагавк» (США)
и других колеса устанавливались на осях стоек консольно, а барабан закрывался глухой крышкой, так что конца оси (с
торца) не было видно. На модели при точении барабана такого колеса участок
втулки выполняется утопленным и после установки колеса ниша закрывается заранее
покрашенным диском (рис. 68, а).
Таким же образом выполняются и колеса, где барабаны выполнены с литыми
«спицами» (рис. 68, б).